Знаменитости — Род Стайгер

Биография Род Стайгер (Rod Steiger)

СТАЙГЕР, РОД (Steiger, Rod). Настоящее имя: Родни Стивен. Родился 14.4.1925 в Уэстхемптоне (шт. Нью-Йорк). В 1947—1949 гг. учился в Театральной студии Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), затем в Актерской студии.
Природа не была щедра к нему. Она даровала Стайгеру массивное, грузное тело, низкий «рыкающий» голос, круглое лицо... Но, к счастью, «не забыла» одарить его талантом, редкой трудоспособностью и самоотдачей, а главное — фанатичной привязанностью к искусству. И хотя по всем внешним параметрам у актера практически не было шансов отойти от ролей отрицательных героев, настойчивость и умение перевоплощаться на сцене и на экране совершили «чудо» — Стайгер, вопреки всем прогнозам, сумел реализовать свой девиз: «Разнообразие в творчестве». Впрочем, к признанию актер шел долго. После службы в военном флоте, которая продлилась четыре года (1941—1945), в возрасте 22 лет, он решает связать свою судьбу с миром искусства. Дебюты в качестве актера в театре и на телевидении прошли незамеченными, но зато подсказали начинающему артисту, что для подлинного успеха помимо способностей нужна и хорошая профессиональная подготовка. Именно ее Стайгер нашел в студии Ли Страсберга и Элиа Казана, где обучение велось по системе Станиславского, системе, которую молодой актер безоговорочно принял. Не случайно любимым выражением Стайгера на всю жизнь стали слова Станиславского, которые Род не уставал цитировать: «Не играть, а жить в образе». «Одноклассниками» Стайгера по студии были Марлон Брандо, Пол Ньюмен, Джеймс Дин — люди, которым вскоре предстояло стать самыми яркими «звездами» американского кино. Стайгеру нелегко было соревноваться с ними. У него не было ни красоты Ньюмена, ни мужественности Брандо, ни обаяния Дина. Голливуд любил красивых героев, и Стайгеру волей-неволей отводилась лишь роль отрицательного персонажа, правда, «осложненного» такими ранее не присущими «антигерою» чувствами, как жалость, стыд, и даже способность к любви и раскаянию. И после успеха фильма «В порту», поставленного одним из руководителей студии — Элиа Казаном, где Стайгер сыграл гангстера Чарли, получившего задание «пришить» брата (Марлон Брандо) за то, что он хочет выдать шайку, судьба Рода была предопределена.
Стайгер превращается в новую звезду на отрицательные роли, и в этом образе начинает кочевать из фильма в фильм. Благодаря таланту актера, его достоверности на экране, галерея «кинозлодеев», сыгранных им, выглядит вполне убедительной: Стенли Хофф в «Большом ноже» Р. Олдрича
(1955), Баскелл в «Возвращении из вечности» (1956) и многие, многие другие ленты, где Стайгер представал злодеем, правда, злодеем или раскаявшимся или терзаемым сомнениями.
Желание актера «очеловечить» своих персонажей, стремление показать их не односторонними примитивными негодяями привело к тому, что нередко именно его отрицательные герои вызывали у зрителей больше симпатии, чем противостоящие им безликие положительные персонажи. Так, даже один из самых страшных, реально существовавших, королей преступного мира — Аль Капоне, ставший главным героем одноименной ленты Ричарда Уилсона (1959) в блестящем исполнении Стайгера, выглядел на экране сложным, умным и глубоко несчастным человеком, чьи способности и талант волей судьбы были обращены во зло.
И хотя «Аль Капоне» еще больше закрепил успех Стайгера как актера, сам он не был доволен своей карьерой. Более того, именно боязнь окончательно «погрязнуть» в ролях злодеев, подвигнула Рода на отчаянное решение: убедить режиссеров попробовать его в ином амплуа, доказать и себе, и зрителям, что его творческий диапазон шире предлагаемых ролей. Увы, в Голливуде Стайгеру не удалось сломать сложившийся стереотип, и тогда он решается на шаг, который многие сочли «безумием»: в зените славы, он покидает Америку и едет в Европу, намереваясь начать свою кинобиографию как бы с новой страницы.
И хотя не все и не сразу удалось, но постепенно Род Стайгер становится международной звездой первой величины и исполнителем самых разноплановых ролей. Волевой политикан Ноттоле («Руки над городом» , 1963, реж. Ф. Рози), благочестивый духовный пастырь — папа Иоанн XXIII («И пришел человек», 1965, реж. Э. Ольми) или богатый бездельник, который развлекается тем, что совращает скуки ради юную дочку своей любовницы («Время безразличия», 1964, Италия)... За четыре года работы вне Голливуда, Стайгер полностью освободился от навязанного ему амплуа, и когда вновь получил приглашение вернуться в Америку, то теперь уже сам смог диктовать условия. Актеру необходимо было уехать, чтобы родина признала его как одного из самых талантливых и одаренных людей. Проявив себя блестящим мастером перевоплощения и доказав, что он — актер без амплуа или, вернее, «актер на любые амплуа», Стайгер тем не менее достаточно постоянен в своих привязанностях. Он любит изображать людей, попавших в критические ситуации, когда требуется максимальная концентрация сил, и сама жизнь заставляет героя выбрать определенную позицию. Таков полицейский Гиллеспи (роль, за которую актер получил «Оскара») — герой фильма «Душной ночью» (реж. Н. Джуисон, 1967); таковы Наполеон Бонапарт («Ватерлоо» , реж. С. Бондарчук, 1970), Бенито Муссолини («Бенито Муссолини: последний акт», реж. К. Лидзани, 1974); Понтий Пилат («Иисус из Назарета» Ф. Дзефрирелли, 1977), генерал Уэбстер («Штайнер — Железный крест», реж. Э. МакЛаглен, 1979) и многие, многие другие его персонажи. Разные люди, разные характеры, разные судьбы. Но всегда одинаково убедительны, интересны и сложны. Оставаясь верным своему творческому принципу. Род Стайгер по-прежнему не играет, а живет в образе.
Был женат трижды и все на актрисах: Салли Грейс (1952—1958), Клер Блум (1959—1969), Шерри Нелсон (1973—1979).
Фильмография: «Тереза», 1951; «Оклахома», 1955; «Трибунал над Билли Митчеллом», 1955; «Тем тяжелее будет падение», 1956; «Джубал», 1956; «Через мост», 1957; «Полет стрелы», 1957; «Неверная жена», 1957; «Крик ужаса», 1958; «Семь воров», I960; «Отметина», 1961; «Однажды в пятницу в половине двенадцатого», 1961; «Уэст-стрит, 13», 1962; «Четверо заключенных», 1962; «Самый длинный день», 1962; «-.И пришел человек», 1965; «Незабвенная», 1965; «Доктор Живаго», 1965; «Девушка и генерал», 1967; «Так с дамами не обращаются», 1968; «Сержант», 1968; «Три на два не делится», 1969; «Человек в картинках», 1969; «Опусти голову», 1971; «С днем рожде- . ния, Ванда Джун», 1971; «Новые центурионы», 1971; | «Лолли — мадонна XXX», 1973; «Оклахома, как она есть» , 1973; «День дельфина» , 1973; «Счастливчик Лучано», 1973; «Невинные с грязными руками», 1975; «Хеннеси», 1975; ' «У. К Филдс и я», 1976; «Принц и нищий» , 1977; «Кулак», 1978; «Ужас в Эмитивилле», 1979; «Любовь и пули», 1979; «Волчье озеро», 1979; «Золотая лихорадка на Клондайке», 1979; «Счастливая звезда», 1980; «Скотоводка Энни и Маленькие штанишки», 1980; «Лев Пустыни», 1981; «Избранные», 1981; «Волшебная гора», 1982; т/ф «Кук и Пири: гонка к полюсу», 1983; «Обнаженное лицо», 1984; т/ф «Лихие ребята», 1984; т/ф «Меч Гидеона», 1986; «Клан», 1987; «Американская готика», 1987; «Почувствуй опасность», 1987; т/ф «Головорез: лавина у дьявольского перевала», 1988; «Январский человек», 1989; «Страсть и рай», 1989; «Ночи в Теннесси», 1989; т/ф «В то самое лето белых роз», 1990; «Баллада о печальном кафе», 1992.