Знаменитости — Роберт Редфорд

Биография Роберт Редфорд (Robert Redford)

РЕДФОРД, РОБЕРТ (Redford, Robert). Родился 118.8.1937 в г. Санта-Моника (шт. Калифорния). Учился в университете штата Колорадо и Американской академии драматического искусства. С 1953 г. выступал в театре.
Редфорд пришел в кино в начале б0-х и далеко не сразу достиг звездного статуса. Его актерская фактура требовала традиционных ролей положительного героя, ибо основой успеха этого ровного, сдержанного исполнителя было то самое магнетическое внешнее обаяние, которое всегда отличало голливудских звезд. Атлетически сложенный красивый блондин с ослепительной улыбкой, казалось, самой судьбой был предназначен для романтических ролей - героев вестернов и приключенческих лент. Недаром слава пришла к нему в фильме "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид" (1969), где он сумел создать удивительно привлекательный образ "благородного бандита". В прошлый век переносил зрителей и другой вестерн с участием этого актера - "Джеремия Джонсон" (1972). Несколько картин относились к тридцатым годам и криминальному жанру ("Афера", 1973). Из ролей того периода советскому зрителю знакома небольшая роль Баббера Ривза - безвинной жертвы озверевших пьяных обывателей в картине А. Пенна "Погоня" (1965).
Для Редфорда не прошел даром опыт бурного десятилетия молодежного протеста. Актеру впоследствии очень пригодилось приобретенное тогда умение показывать своих героев более объемно, чем это было принято раньше, обнажать не только их достоинства, но и их слабости, создавать образы людей, не способных противостоять давлению времени. Таков Хаббел Гардинер в фильме "Такими мы были" (1973) - молодой сценарист с приятным лицом и обаятельными манерами, не выдержавший "проверку на прочность" в период маккартизма, что стало гибельным и для его таланта.
Симптоматично, что во второй половине 70-х, когда положительный герой вновь воцарился на американском экране, Редфорд сыграл много современных ролей. Среди них были и остро социальные. Например, в знакомых нам "Трех днях Кондора" (1975) все того же С. Поллака - близкого друга актера. Атмосфера ужаса, надвигающейся опасности, от которой некуда спрятаться - наемные убийцы преследуют героя по пятам, - умело созданная режиссером, помогла и артисту найти новые оттенки игры. Обычные для него гладкость, холодноватость уступили место хорошо переданному Редфордом ощущению одиночества, уязвимости, загнанности. Даже внешне он здесь совсем не так красив, как во многих других своих ролях. Редфорд много занимается благотворительностью: учредил стипендии для студентов-индейцев и материально помогает школам, расположенным в резервациях. Купив обширный участок земли в Скалистых горах, он в 1980 г. открыл там школу помощи талантливым дебютантам - кинематографистам, получившую известность как Сандэнский институт кино. Много сил Редфорд отдает охране природы: сажает в округе лес, разводит и пускает в реки форель. Совершив путешествие по Дальнему Западу, выпустил в 1978 г. книгу "Путь изгнанника", в которой немало ностальгических страниц.
Вероятно, поэтому с такой охотой Редфорд снялся в фильме все того же Поллака "Электрический всадник" (1979) - истории возрождения человека, совершающего благое дело: выпускающего породистого коня на свободу, в прерии.
Когда же Редфорд берет в свои руки продюсерские бразды правления - в середине 70-х он основал собственную кинофирму "Уайлд Вуд" ("Дикий лес"), то снимается в политических фильмах. В "Кандидате" (1972) он играл симпатичного молодого адвоката, который, благодаря своей неординарности и самостоятельности, победил на выборах и прошел в Сенат, несмотря на все закулисные интриги. В картине же "Вся президентская рать" (1976) - экранизации одноименного романа журналистов Боба Вудворда и Карла Бернстайна - о перипетиях знаменитого "уотергейтского дела" - сыграл первого из них. В восьмом десятилетии актер как бы заново воссоздает многие из тех ролей, которые когда-то принесли ему славу. Так он сыграл талантливого бейсболиста в ленте "Настоящий" (1984) - экранизации раннего романа Б. Маламуда. (Спортсменов он всегда любил воплощать на экране: "Горнолыжник", 1969; "Маленький Фосс и большой Холси", 1970; "Великий Уолдо Пеппер", 1975.) В картине "Из Африки" (1985) Редфорд показал охотника - независимого, свободолюбивого, привлекающего к себе сердца, чем-то неуловимо похожего на американского траппера Джеремию Джонсона. В "Адвокатах-виртуозах" (1986), играя комедию на материале "войны полов", он все время сбивался на привычное амплуа победителя героя. В "Гаване" (1990), вновь, как и в "Афере", создал образ обаятельного игрока, хотя действие и развертывается здесь на политическом фоне.
На рубеже 80-х Редфорд попробовал силы в режиссуре. И преуспел: получил "Оскара" за фильм "Обыкновенные люди" (1980). Правда, со следующим режиссерским опытом - "Война на бобовом поле в Милагро" (1988), рассказавшем о борьбе белых и индейцев за землю, на которой они живут, ему повезло меньше: картина зрительским успехом не пользовалась. (Но в его личной жизни она знаменовала поворот. Бурный роман с исполнительницей главной роли - темпераментной бразильской актрисой Соней Брага - привел к разводу с женой, с которой актер счастливо прожил более двух десятилетий, вырастив троих сыновей.)